ул. Вербная, д.8 Б

9:00 - 21:00 (пн-пт);10:00 - 15:00 (сб)

+7 (495) 748 44 55
Состояние заказа
Личный кабинет

Необходим ремонт?

3 Августа 2016
751

Двигатели тяжелых грузовиков обладают завидной долговечностью. Их ресурс многократно превосходит ресурс легковых моторов. Но, рано или поздно, и они приходят в такое состояние, когда ремонт неизбежен. Более того - необходим. К сожалению, есть много причин, по которым мотор приходится «препарировать» раньше срока. И самая первая из них - самое обычное разгильдяйство, надежда на «авось».

Простой пример. «Пожилой» Mercedes или MAN расходуют масло. Со временем, уровень в поддоне падает, но водителю лень лишний раз вытащить щуп: «Мотор-то работает, лампочка не горит, манометр показывает нормальное давление». Но это только на стоянке. А в движении… Груженый автопоезд идет под уклон, водитель включает моторный тормоз. Обороты растут, но в этот самый момент масло в узком и глубоком поддоне отливает от маслозаборника. И в систему смазки попадает воздух. А без масла, образно говоря, вкладыши «намазываются» на коленвал. Все - мотор приказал долго жить.

А что дальше? Как обычно рассуждают в таких случаях: «Купим вкладыши, шлифанем вал, соберем все обратно и порядок!» Проделываются все операции, но мотор, почему-то не желает работать. То охлаждающая жидкость куда-то девается, то масло течет, или еще какая-то беда. Да, почему?! Ведь все же работало! Просто в этом деле есть масса тонкостей, которые надо знать. К сожалению, умение отремонтировать мотор Жигулей и мотор грузовика - не одно и тоже. И даже специальная литература в этом не великий помощник. Во-первых, таких книг очень мало, во-вторых - перевод на русский язык страдает опечатками и неточностями. А ошибки могут оказаться фатальными.

Самая первая и основная заповедь при сборке-разборке - максимально возможная чистота. Чем лучше будут отмыты детали перед сборкой, тем дольше проработает отремонтированный двигатель. Причем детали мыть надо и до ремонта, и после. Сначала смываем многолетнюю грязь, а после - мелкие частицы металла и абразива.

А такой стружки после обработки деталей на различных станках образуется более чем достаточно. Смотрите сами. Коленчатый вал - шлифуем. Причем не только шейки, но и галтели. После шлифовки - полируем. Шатуны тоже ремонтируем - надо снова сделать нижнюю головку круглой.
Кроме этого - меняем втулку, в которой работает поршневой палец.

А блок? С ним-то что делать? Махнул гильзы и всех делов. Однако, не все так просто. Без его обработки тоже не обойтись. Обязательно проверяются размеры постелей коренных вкладышей. В большинстве случаев они потеряли свою исконную форму и вытянулись, став эллиптическими. Поэтому, их надо отремонтировать, вернув им нормальный диаметр и соосность. Затем, почти всегда, надо проверить верхнюю плоскость блока. Она должна быть идеально ровной. На практике прогиб может достигать 0,3 мм. В основном из-за того что, притягивая головки на место, болты крутят по принципу «три обхода вокруг машины с пятиметровой трубой». При подобной кривизне никакая прокладка не сможет работать долго и обязательно прогорит. Сделали эту операцию? Теперь возьмемся и проверим посадочные места под гильзы. Опять же оказывается, что их тоже надо обрабатывать. Иначе…. А что иначе? Во-первых, выступание гильз может оказаться больше чем нужно. Тогда прокладка не прижмется как надо. Во-вторых, гильза может сесть на свое место с перекосом. А что грозит в этом случае? Уплотнительные кольца не смогут удержать жидкость в системе охлаждения, и она потечет в поддон. Или перекошенная гильза, при затягивании головочных болтов, просто лопнет. А через трещину, газы из цилиндра попадут в систему охлаждения. Значит - весь ремонт насмарку. Так, что еще нужно сделать с блоком? Ах да, а втулки под распредвал? Ну конечно они тоже требуют замены и обработки на станке. Да после этого, редставляете, сколько стружки надо будет смыть?

Уф, ну вроде все сделано. Отмыто и собрано. Теперь надо поставить на место головки блока и завернуть болты. И вот, слесарь решает облегчить себе задачу и «пожирней» смазывает резьбу на болтах. Заворачивает болты на место и начинает их затягивать. И вдруг… крак! Блок лопается. А почему? Масло стекло с болта и скопилось на дне отверстия. Болт попытался сжать его, но жидкость практически не сжимаема. Давление внутри растет. Чугун не выдерживает и лопается. Количество неприятностей в этом случае даже трудно оценить. Кстати, подобная беда может случиться и в том случае, если отверстия под головочные болты не продуть сжатым воздухом перед сборкой (после мойки).

Да, мы еще одну вещь забыли. Двигатель ведь нужно разобрать для ремонта. И эти операции тоже нужно делать с умом. Без специнструмента или хороших съемников обойтись невозможно. Простой пример: на некоторых двигателях Mercedes Benz невозможно отвернуть насмерть «прикипевшие» гайки форсунок. В результате губят и гайки, и сами форсунки, и, даже головки. Однако, достаточно воспользоваться особенной фрезой и, аккуратно срезав гайку, мы достаем форсунку целой и невредимой. И головку блока сберегаем. А резьбу под гайку в любом случае надо править. Как того требует «правильная» технология ремонта.

В небольшой статье невозможно описать все особенности ремонта всех моторов. Здесь мы упомянули лишь некоторые из них. И, поэтому, у нас есть предложение. Может, лучше, пусть каждый занимается своим делом. Кто-то крутит баранку, а специалисты из компании «Механика» ремонтируют моторы. Ремонтируют так, как это следует делать, хорошим инструментом, с поддержкой отличного станочного парка. Да, не забывайте, у нас есть еще одно преимущество - нам нет нужды бегать по Москве и окрестностям за запчастями для моторов. Практически все необходимые детали есть на нашем складе.

Журнал "Комтранс" май 2005 года

rem9_2.jpg
рис. 1
В этом цилиндре хорошо видно задиры - глубокие продольные риски. Это последствия перегрева

rem8_2.jpg
рис. 2
Постель коренных вкладышей этого блока нуждается в ремонте - восстановлении геометрии

rem7_2.jpg
рис. 3
Коленчатый вал дизеля Mercedes-Benz испытал масляное голодание. Хорошо видны «наплывы» металла со вкладышей на шатунных шейках.

rem6_2.jpg
рис. 4
Недостаток масла и перегрев сказались и на поршнях. Здесь хорошо видны сильные задиры на юбке поршня

rem5_2.jpg
рис. 5
В ремонт попадают не только старые моторы. Этот Volvo D12 совсем «свежий», но и ему потребовалось «лечение».

rem4_2.jpg
рис. 6
А вот последствия «домашнего» ремонта. Новенькие гильзы перекосило, и они лопнули. Место, где образовалась трещина, показано стрелкой

rem3_2.jpg
рис. 7
Блок двигателя MAN после обработки верхней плоскости. Здесь прогиб достигал полумиллиметра. Кто-то пытался получше подтянуть головочные болты

rem2_2.jpg
рис. 8
Тот же «мановский» блок. Втулки, в которых работал распредвал, тоже потребовали замены

rem1_2.jpg
рис. 9
Головка блока Mercedes-Benz Actros тоже нуждается в шлифовке. На привалочной плоскости видны глубокие риски, которые невозможно уплотнить прокладкой

Похожие новости

3 Августа 2016
583
3 Августа 2016
824