107497, Москва, ул. Иркутская, 17с7

10:00 - 18:00 (пн-пт)

Состояние заказа
Личный кабинет

Остыло достаточно, чтобы можно было забыть? Не надо так делать!

15 апреля 2019
11787

Когда уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке нормальный и цвет антифриза приятен глазу, это значит, что двигатель проходил техническое обслуживание исправно и вовремя. Большинство современных двигателей просто опутаны проводами и датчиками, немедленно «сигнализирующими» блоку управления о малейших сбоях. В то время как в прежние времена мотор мог обходиться простой контрольной лампой или даже механическим индикатором возможной неисправности.

Распределение тепла в двигателе

На фото: распределение тепла в двигателе

Однако, вне зависимости от возраста двигателя, до сих нельзя избежать вмешательства человека при проведении ТО или простом визуальном осмотре – для должного технического обслуживания разных систем двигателя. В том числе – и системы охлаждения, которая не менее важна, чем системы смазки или питания.

Общее представление о конструкции системы охлаждения и ее обслуживания позволит вам сэкономить время, деньги и продлить срок эксплуатации вашего автомобиля.

Накипь – это барьер для нормальной передачи тепла

На фото: накипь – это барьер для нормальной передачи тепла. Слой накипи в 1,5 мм затрудняет теплообмен примерно на 40%.

Все жидкостные системы охлаждения автомобильных двигателей состоят из нескольких основных компонентов:

  • Водяной насос: это сердце системы. Он обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. Жидкость, проходя через масляный радиатор, блок цилиндров, ГБЦ и другие компоненты, отбирает у них тепло.
  • ермостат: регулирует количество горячего охлаждающей жидкости, которая циркулирует через радиатор.
  • Масляный радиатор: во всех двигателях масло не только смазывает, но и охлаждает детали «изнутри». Затем, для снижения температуры, масло должно пройти через трубки масляного радиатора, омываемые, в свою очередь, охлаждающей жидкостью.
  • Вентилятор: обеспечивает тягу воздуха через соты (мимо пластин и трубок) радиатора – для снижения температуры охлаждающей жидкости.
  • Охладители наддувочного воздуха (интеркулеры): снижают температуру сжатого воздуха, после его выхода из турбокомпрессора.
  • Автоматическая коробка передач, гидротрансформатор, радиаторы гидросистемы и тормоза-замедлителя: масло в этих агрегатах тоже нужно охлаждать. Причем, зачастую трансмиссионные маслорадиаторы включены в общую, с двигателем, систему охлаждения. То, как работает система охлаждения, может напрямую влиять на эти агрегаты.
  • Водоохлаждаемые коллектор и турбонагнетатель: эти узлы чувствительны к правильной установке фаз газораспределения, опережению впрыска или регулировке зажигания, а также – к повышенному сопротивлению на впуске и выпуске.
  • Охлаждающая жидкость (ОЖ): очевидно, самый важный компонент. Тип ОЖ и соотношение компонентов в антифризе (низкозамерзающей жидкости) имеют критическое значение. Лучшая практика – следовать рекомендациям оригинального производителя. Для конкретного двигателя подходит не всякая ОЖ: двигателям с алюминиевыми блоками иногда нужна иная, чем для двигателей с чугунными блоками, ОЖ. 

Учтите, что ущерб, вызванный применением «неправильной» ОЖ, нельзя исправить лишь простой ее заменой.

ОЖ, используемая в двигателе, не только защищает двигатель от перегрева.

Кавитация – это физическое явление

На фото: кавитация – это физическое явление, которое приводит к образованию многочисленных раковин на внешней поверхности гильзы цилиндра. В крайних случаях эти раковины становятся сквозными и выходят на внутреннюю поверхность.

Правильно выбранная ОЖ:

  • Не замерзнет при круглогодичной эксплуатации. Причем пропорция дистиллированной воды и этиленгликоля в используемой смеси критически важны для расширения температурного рабочего диапазона. К слову, неразбавленный этиленгликоль замерзает при температуре от -13°С до -18°С, поэтому использование правильно составленной смеси не только приносит лучшие результаты, но и сокращает расходы.
  • Существенно уменьшает коррозию. Вода, естественно, вызывает коррозию. Присадки, которые содержит антифриз, уменьшают ущерб от коррозии.
  • Уменьшает образование накипи. Накипь, т. е. отложения на стенках горячих деталей, это барьер, которые нарушает нормальный теплообмен. Слой накипи толщиной всего 1,5 мм, ухудшает теплообмен примерно на 40%.
  • Уменьшает кавитацию наружной поверхности гильз цилиндров. Это физическое явление, которое приводит к образованию многочисленных раковин и каверн внешней поверхности гильз цилиндров. В самых тяжелых случаях кавитация «прогрызает» стенку гильзы насквозь.

Нынешние системы охлаждения работают под избыточным давлением – для повышения точки закипания жидкости. Поэтому будьте крайне осторожны, работая горячей системой охлаждения: жар и избыточное давление могут быть крайне опасны. Никогда не доливайте ОЖ или воду в перегретый двигатель! Пусть он сначала остынет, а уж потом долейте ОЖ.

Система охлаждения рассеивает примерно 30% того тепла, которое вырабатывается в двигателе. Другие 30% тепла преобразуются в полезную работу (мощность на валу), менее 10% - это теплоизлучение, уходящее в атмосферу просто через наружные стенки блока и ГБЦ, а остаток «вылетает» через систему выпуска. Для надежной и производительной работы двигателя очень важно поддерживать оптимальную рабочую температуру. Она должна быть достаточно высокой, чтобы двигатель работал эффективно и достаточно низкой, чтобы ОЖ не вскипела.

Перегрев может быть результатом разных причин. Перегрев двигателя обычно влияет и на другие системы, например, трансмиссию.

причина внезапного перегрева двигателя

На фото: старые потрескавшиеся шланги или незатянутые хомуты могут стать причиной внезапного перегрева двигателя.

Обычно источниками перегрева являются:

  • Старая или плохого качества ОЖ
  • Низкий уровень ОЖ
  • Изношенные или слабо натянутые приводные ремни
  • Отсутствие или поломка термостата или водяного насоса
  • Воздушная пробка в системе охлаждения
  • Большое сопротивление на впуске или выпуске
  • Неработающий вентилятор
  • Тяжелые условия эксплуатации

осенью или зимой грязь залепляет соты радиатора

На фото: со временем, особенно осенью или зимой, грязь залепляет соты радиатора. Поэтому настоятельно рекомендуем периодически мыть радиатор снаружи – чтобы не было перегрева.

Результатом перегрева может стать:

  • Трещины или деформация блока цилиндров или ГБЦ
  • Прогорание прокладки ГБЦ
  • Заклинивание поршней

Перегрев – не единственная неприятность, на которую нужно обратить внимание. Продолжительная работа непрогретого двигателя (со слишком низкой температурой), т. е. переохлаждение вызывает конденсацию влаги в картере, сильное окисление масла и последующее образования густого осадка.

последствия долгой работы двигателя

На фото: а это последствия долгой работы двигателя. не прогретого до рабочей температуры. Под клапанной крышкой обильные отложения «шлама» - черного и густого как гуталин. Причем эти отложения скапливаются и в каналах системы смазки.

Дополнительные хлопоты вызывает разнообразие видов ОЖ, присадок, очистителей для систем охлаждения двигателей, существующих на рынке. Лучшим решением будет следование рекомендациям производителя. Правильное и своевременное обслуживание системы охлаждения обойдется в минимальную сумму, по сравнению с ущербом и расходами на последующий ремонт неисправной системы.

ХОТИТЕ СТАТЬ АВТОРОМ?

Похожие статьи

Остыло достаточно, чтобы можно было забыть? Не надо так делать! - Обкатка двигателя после ремонта
4 июля 2018
36740
Надо ли обкатывать двигатель после ремонта? Если задаться подобным вопросом, то можно услышать в ответ самые разные мнения
Остыло достаточно, чтобы можно было забыть? Не надо так делать! - Д-240 бурты гильз
9 октября 2018
28432
В систему, после непродолжительной работы мотора, опять начинают поступать отработанные газы. В чём причина?