107497, Москва, ул. Иркутская, 17с7

10:00 - 18:00 (пн-пт)

Состояние заказа
Личный кабинет

Остыло достаточно, чтобы можно было забыть? Не надо так делать!

15 апреля 2019
10234

Когда уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке нормальный и цвет антифриза приятен глазу, это значит, что двигатель проходил техническое обслуживание исправно и вовремя. Большинство современных двигателей просто опутаны проводами и датчиками, немедленно «сигнализирующими» блоку управления о малейших сбоях. В то время как в прежние времена мотор мог обходиться простой контрольной лампой или даже механическим индикатором возможной неисправности.

Распределение тепла в двигателе

На фото: распределение тепла в двигателе

Однако, вне зависимости от возраста двигателя, до сих нельзя избежать вмешательства человека при проведении ТО или простом визуальном осмотре – для должного технического обслуживания разных систем двигателя. В том числе – и системы охлаждения, которая не менее важна, чем системы смазки или питания.

Общее представление о конструкции системы охлаждения и ее обслуживания позволит вам сэкономить время, деньги и продлить срок эксплуатации вашего автомобиля.

Накипь – это барьер для нормальной передачи тепла

На фото: накипь – это барьер для нормальной передачи тепла. Слой накипи в 1,5 мм затрудняет теплообмен примерно на 40%.

Все жидкостные системы охлаждения автомобильных двигателей состоят из нескольких основных компонентов:

  • Водяной насос: это сердце системы. Он обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. Жидкость, проходя через масляный радиатор, блок цилиндров, ГБЦ и другие компоненты, отбирает у них тепло.
  • ермостат: регулирует количество горячего охлаждающей жидкости, которая циркулирует через радиатор.
  • Масляный радиатор: во всех двигателях масло не только смазывает, но и охлаждает детали «изнутри». Затем, для снижения температуры, масло должно пройти через трубки масляного радиатора, омываемые, в свою очередь, охлаждающей жидкостью.
  • Вентилятор: обеспечивает тягу воздуха через соты (мимо пластин и трубок) радиатора – для снижения температуры охлаждающей жидкости.
  • Охладители наддувочного воздуха (интеркулеры): снижают температуру сжатого воздуха, после его выхода из турбокомпрессора.
  • Автоматическая коробка передач, гидротрансформатор, радиаторы гидросистемы и тормоза-замедлителя: масло в этих агрегатах тоже нужно охлаждать. Причем, зачастую трансмиссионные маслорадиаторы включены в общую, с двигателем, систему охлаждения. То, как работает система охлаждения, может напрямую влиять на эти агрегаты.
  • Водоохлаждаемые коллектор и турбонагнетатель: эти узлы чувствительны к правильной установке фаз газораспределения, опережению впрыска или регулировке зажигания, а также – к повышенному сопротивлению на впуске и выпуске.
  • Охлаждающая жидкость (ОЖ): очевидно, самый важный компонент. Тип ОЖ и соотношение компонентов в антифризе (низкозамерзающей жидкости) имеют критическое значение. Лучшая практика – следовать рекомендациям оригинального производителя. Для конкретного двигателя подходит не всякая ОЖ: двигателям с алюминиевыми блоками иногда нужна иная, чем для двигателей с чугунными блоками, ОЖ. 

Учтите, что ущерб, вызванный применением «неправильной» ОЖ, нельзя исправить лишь простой ее заменой.

ОЖ, используемая в двигателе, не только защищает двигатель от перегрева.

Кавитация – это физическое явление

На фото: кавитация – это физическое явление, которое приводит к образованию многочисленных раковин на внешней поверхности гильзы цилиндра. В крайних случаях эти раковины становятся сквозными и выходят на внутреннюю поверхность.

Правильно выбранная ОЖ:

  • Не замерзнет при круглогодичной эксплуатации. Причем пропорция дистиллированной воды и этиленгликоля в используемой смеси критически важны для расширения температурного рабочего диапазона. К слову, неразбавленный этиленгликоль замерзает при температуре от -13°С до -18°С, поэтому использование правильно составленной смеси не только приносит лучшие результаты, но и сокращает расходы.
  • Существенно уменьшает коррозию. Вода, естественно, вызывает коррозию. Присадки, которые содержит антифриз, уменьшают ущерб от коррозии.
  • Уменьшает образование накипи. Накипь, т. е. отложения на стенках горячих деталей, это барьер, которые нарушает нормальный теплообмен. Слой накипи толщиной всего 1,5 мм, ухудшает теплообмен примерно на 40%.
  • Уменьшает кавитацию наружной поверхности гильз цилиндров. Это физическое явление, которое приводит к образованию многочисленных раковин и каверн внешней поверхности гильз цилиндров. В самых тяжелых случаях кавитация «прогрызает» стенку гильзы насквозь.

Нынешние системы охлаждения работают под избыточным давлением – для повышения точки закипания жидкости. Поэтому будьте крайне осторожны, работая горячей системой охлаждения: жар и избыточное давление могут быть крайне опасны. Никогда не доливайте ОЖ или воду в перегретый двигатель! Пусть он сначала остынет, а уж потом долейте ОЖ.

Система охлаждения рассеивает примерно 30% того тепла, которое вырабатывается в двигателе. Другие 30% тепла преобразуются в полезную работу (мощность на валу), менее 10% - это теплоизлучение, уходящее в атмосферу просто через наружные стенки блока и ГБЦ, а остаток «вылетает» через систему выпуска. Для надежной и производительной работы двигателя очень важно поддерживать оптимальную рабочую температуру. Она должна быть достаточно высокой, чтобы двигатель работал эффективно и достаточно низкой, чтобы ОЖ не вскипела.

Перегрев может быть результатом разных причин. Перегрев двигателя обычно влияет и на другие системы, например, трансмиссию.

причина внезапного перегрева двигателя

На фото: старые потрескавшиеся шланги или незатянутые хомуты могут стать причиной внезапного перегрева двигателя.

Обычно источниками перегрева являются:

  • Старая или плохого качества ОЖ
  • Низкий уровень ОЖ
  • Изношенные или слабо натянутые приводные ремни
  • Отсутствие или поломка термостата или водяного насоса
  • Воздушная пробка в системе охлаждения
  • Большое сопротивление на впуске или выпуске
  • Неработающий вентилятор
  • Тяжелые условия эксплуатации

осенью или зимой грязь залепляет соты радиатора

На фото: со временем, особенно осенью или зимой, грязь залепляет соты радиатора. Поэтому настоятельно рекомендуем периодически мыть радиатор снаружи – чтобы не было перегрева.

Результатом перегрева может стать:

  • Трещины или деформация блока цилиндров или ГБЦ
  • Прогорание прокладки ГБЦ
  • Заклинивание поршней

Перегрев – не единственная неприятность, на которую нужно обратить внимание. Продолжительная работа непрогретого двигателя (со слишком низкой температурой), т. е. переохлаждение вызывает конденсацию влаги в картере, сильное окисление масла и последующее образования густого осадка.

последствия долгой работы двигателя

На фото: а это последствия долгой работы двигателя. не прогретого до рабочей температуры. Под клапанной крышкой обильные отложения «шлама» - черного и густого как гуталин. Причем эти отложения скапливаются и в каналах системы смазки.

Дополнительные хлопоты вызывает разнообразие видов ОЖ, присадок, очистителей для систем охлаждения двигателей, существующих на рынке. Лучшим решением будет следование рекомендациям производителя. Правильное и своевременное обслуживание системы охлаждения обойдется в минимальную сумму, по сравнению с ущербом и расходами на последующий ремонт неисправной системы.

ХОТИТЕ СТАТЬ АВТОРОМ?

Похожие статьи

15 мая 2017
7256
Не станем рассказывать, чем грозит слабое или излишнее натяжение ремня. Посмотрим как можно натянуть ремень ГРМ с помощью прибора Contitech в случае "ручного" натяжения.
24 ноября 2016
19975
В техцентр на Семёновской поступил заказ — загильзовать алюминиевый блок 2-х цилиндрового 2-х тактного двигателя ...
Остыло достаточно, чтобы можно было забыть? Не надо так делать! - Ремонт двигателя «Лансер 9»
4 февраля 2019
4409
Капитальный ремонт двигателя Mitsubishi Lancer 9 вы можете заказать в компании «Механика».