В техцентр на Семёновской поступил заказ — загильзовать алюминиевый блок 2-х цилиндрового 2-х тактного двигателя снегохода, гидроцикла или кроссового мотоцикла (точной информации нет, кто узнает блок — напишите на mikle@mehanika.ru). Судя по всему блок был изготовлен из цельного куска алюминия — просто взяли и отсекли всё лишнее :-). И изготовлен очень аккуратно и качественно. Наша задача состояла в том, чтобы расточить блок под гильзы и загильзовать его. Гильзы заказчик также предоставил.
Часто мы слышим про одноразовые двигатели, которые не точатся. Поэтому эта заметка написана еще и для тех, кто пока считает, что тойотовские vvti нельзя ремонтировать. Ремонтировать можно. Гильзы тоже не вопрос — их можно изготовить.

Блок, который необходимо загильзовать

На этой фотографии хорошо видно, что блок "выточен", а не отлит (отштампован, откован и т.п.)

Еще насколько ракурсов...



Новенький поршень для этого двигателя

Гильза, которую нужно запрессовать в блок

Блок растачивается "под гильзу". Устанавливаем блок на станок и в несколько проходов растачиваем.

Блок необходимо очень точно установить на стол.

На фото видна разница между цилиндрами: ближний после первого прохода, дальний "как есть". Почему в несколько проходов: будет выше точность и лучшее качество обрабатываемой поверхности. Опять же не нужно забывать про окна.

Еще протачиваем канавку под бурт гильзы.

После того, как блок готов, необходимо его нагреть, а гильзу охладить. В данном случае делался "натяг" в 8 соток.

Для охлаждения гильз можно использовать "фриз" в баллончиках. На фото хорошо видна охлажденная гильза, температура, которой составляет примерно -450С. Блок при этом нагревается примерно до 2000С.

Теперь у нас есть 6 секунд (образно выражаясь), чтобы запрессовать гильзу в блок цилиндров.

Запрессовка осуществляется практически без усилий: поставили, хлоп...

... и гильза на месте.

Нагревание блока и охлаждение гильзы производятся до "безопасной" для материала деталей температуры. Как только гильза попадает в блок, она моментально нагревается и расширяется. Поэтому, необходимо быстро и аккуратно установить гильзу в блок и обеспечить совмещение окон.
На фото — загильзованный блок.
Update. По некоторым данным на фото тюнинговый блок гидроцикла Yamaha Super Jet.