107497, Москва, ул. Вербная, д.8Б

9:00 - 21:00 (пн-пт);10:00 - 15:00 (сб)

Состояние заказа
Личный кабинет

Обкатка двигателя после ремонта

4 Июля 2018
3914

Надо ли обкатывать двигатель после ремонта? Если задаться подобным вопросом, то можно услышать в ответ самые разные мнения… Одни «специалисты» утверждают, что современным моторам обкатка не нужна: «Там все выполнено с такой точностью, что и прирабатываться нечему». Другой моторист скажет, что качественно обкатать двигатель можно только на специальном стенде, под приборным контролем. Кто же из них прав?

Мы попробуем прояснить этот вопрос, основываясь на практических соображениях.

Во-первых, обкатка после ремонта обязательна!

Несмотря на прогресс технологий, даже если точно выдержаны все размеры и получено максимально возможное качество поверхности, приработка деталей двигателя неизбежна. После запуска двигателя, происходит «выравнивание» шероховатостей на поверхностях деталей, на что требуется некоторое время. Кроме того, как бы старательно, при максимально возможной чистоте, не собирали мотор после ремонта – все загрязнения с поверхностей деталей убрать невозможно. А удаляются они окончательно как раз при обкатке.

Во-вторых, стендовая обкатка – наилучшее решение.

Однако моторные тормозные стенды – редкость и применяются в основном для испытаний двигателей. Впрочем, даже аренда подобного оборудования здорово увеличивает стоимость ремонта.

Поэтому самая распространенная практика – установить отремонтированный двигатель на автомобиль и обкатывать его уже в движении. И тут самая распространенная ошибка – запустить мотор после ремонта и надолго оставить его работать на холостом ходу. Получается, что машина стоит на месте, а свежесобранный мотор работает часами...

Можно ли так делать?

Нельзя! Непродолжительная работа мотора на холостом ходу, после ремонта, нужна только для первичной проверки и регулировки. «Гонять» мотор часами подобным образом недопустимо, поскольку неизбежны повреждения двигателя. Почему? Потому что, на холостом ходу подшипники коленчатого вала, да и прочие пары трения, плохо снабжаются маслом, так как масляный насос не работает «в полную силу». 

Дело в том, что масло, кроме всего прочего, еще и отводит тепло от деталей, то есть охлаждает их. 

Вот и получается, что подача масла к парам трения оказывается недостаточной, и именно в тот момент, когда из-за приработки детали греются сильней, чем обычно. Кроме того, когда напор масла невелик, плохо масляные промываются каналы. А грязь, оставшаяся после ремонта – металлическая пыль и прочие продукты износа – не вымываются из них, а остаются в системе смазки и потом «внедряются» в поверхность деталей, особенно сделанных из легких сплавов. Кроме того, мотор не охлаждается как следует еще и из-за того, что не обдувается встречным потоком воздуха.

Как показывает многолетний опыт – в первые 6 часов работы двигателя износ прирабатывающихся деталей очень велик! Затем, от 7 до 10 моточасов, процессы износа замедляются. А после 15 моточасов работы двигателя процессы износа входят в свои «нормальные» рамки. Поэтому обкатывать мотор в движении надо очень бережно.

То есть, если считать среднюю скорость движения примерно 60 км/ч, правила таковы:

  • первые 600 км (10 часов) ездить, по возможности, с минимальной нагрузкой и на средних оборотах двигателя – от 1/4 до 2/3 положения педали газа (но, в то же время, избегать низких оборотов – езды внатяг);

  • после 600 км пробега и до 1000 км уже можно спокойно на второй-третьей передачах «выкручивать» мотор, на 2-3 секунды, до оборотов примерно на 1000 меньше номинальных. Двигатель не надо «крутить до звона» при обкатке. Потому что на высоких оборотах, инерционные силы в кривошипно-шатунном механизме выше, чем газовые. В частности, поэтому поршневые кольца, в верхней и нижней мертвых точках смещаются сильнее, чем обычно, тем самым увеличивая износ;

  • на пробеге более 1000 км уже можно выезжать на шоссе, постепенно увеличивая и скорости, и нагрузку на двигатель, до тех пор, пока двигатель не начнет легко реагировать на педаль газа. Но и тут стоит держать скорость на 20-30 км/ч ниже максимальной, а еще лучше – на 40-50 км/ч меньше «максималки».

Не надо забывать и про постоянную проверку уровня масла в двигателе во время обкатки – из-за повышенного расхода.

Обязательно надо проверить уровень масла и долить его, если это необходимо, после первых 50-100 км пробега. И потом проверять уровень регулярно на протяжении последующих 500…1000 км пробега. За это время вся грязь и продукты износа, скопившиеся в двигателе во время обкатки, в конечном итоге окажутся в масле и масляном фильтре. Поэтому, после 1000…1200 км пробега, в обязательном порядке необходимо сменить и моторное масло, и масляный фильтр.

Еще одно замечание: и для обкатки, и для последующей эксплуатации стоит использовать один и тот же сорт масла.

Идея использовать для обкатки масло подешевле – плохая, никакой пользы от нее нет. Сиюминутная экономия может обернуться последующими серьезными расходами.

Надеемся, что эти несложные правила помогут вам добиться долгой и надежной работы отремонтированного двигателя. 

ХОТИТЕ СТАТЬ АВТОРОМ?

Похожие статьи

3 Июля 2017
2635
Совершенно случайно и почти одновременно в ремонт попали два цилиндра от чешского тракторёнка TZ-4K-14. Ничего особенного в этом тракторе нет, за исключением двигателя. Двухтактные дизели в наше время редкость, если только это не свайный дизель-молот копровой установки. И вот попали они (цилиндры) в ремонт - что ж такого, бывает. Судьба у обоих одна - с точностью до десятых износа.
16 Мая 2017
3456
Уважаемый Павел Константинович, на фото ваша головка, с отделившимся фрагментом. Узнаёте?