107497, Москва, ул. Иркутская, 17с7

10:00 - 18:00 (пн-пт)

Состояние заказа
Личный кабинет

Победа, которая самая лучшая на свете

3 августа 2016
6871

Для кого-то "Победа" - это выход в финал любимой спортивной команды, для кого-то - достижение поставленных целей, для кого-то - нечто другое. Но есть (остались) люди, для которых это слово имеет совершенно иной смысл. Для ветеранов, прошедших Великую Отечественную Войну, это слово связано с очень тяжелыми переживаниями и гордостью за великую страну, которую они смогли защитить. Так совпало, что в середине 1946 года начали выпускать втомобиль под таким же названием - "Победа". Этим повествованием мы открываем цикл статей о легенде отечественного автопрома, автомобиле ГАЗ М-20 "Победа".

История автомобиля достаточно хорошо известна. Этому посвящено много книг и интернет ресурсов, есть даже автомобильные клубы любителей этих замечательных автомобилей как на территории России, так и за её пределами. Но так случается, что в лучах легендарного автомобиля остаются незаметными люди не менее легендарные, чем и сам автомобиль. Хотелось бы восстановить справедливость и рассказать не только об автомобиле (хотя и про него есть что рассказать), но и про людей, чья судьба была связана с ним многие годы. И сейчас тех людей уже с нами нет, а автомобиль остался, и если бы мог он говорить, то бы поведал бы нам про те времена, тех людей, ту эпоху, неминуемо убегающую от нас. Прошли годы, от былого блеска "Победы" не осталось и следа. Она уже не вызывает столь восторженных взглядов пешеходов и уж тем более перестала быть символом престижа, благополучия и положения в обществе. Но мы постараемся восстановить всё, что было утрачено, и былой блеск и память о владельцах и эпохе. Вы спросите зачем? Мы ответим: от прошлого нельзя отказываться, нельзя забывать его. И начиная восстанавливать автомобиль, начнём мы не с самого простого: отыщем историю его владельцев.

В принципе нам повезло. У автомбиля, про который мы вам рассказываем, было всего два владельца. Первый владелец - военный летчик Евгений Александрович Берзин, а второй - внук также военного летчика Ивана Николаевича Сальникова. Судьбы обоих фронтовиков чем-то схожи и каждая по своему интересна. Примерно год назад Сергей (внук, И.Н. Сальникова) купил автомобиль у первого владельца чтобы отдать долг памяти своему деду. Поэтому восстановленая "Победы" будет не раритетом, она будет символом памяти.

Из воспоминаний родственников Евгения Александровича Берзина.


Евгений Александрович Берзин купил "Победу" в 29-ти летнем возрасте, будучи слушателем ВВИА им. Жуковского. Зима 1956 года, магазин на Бауманской. Поступление машин ждали до самой темноты, т.к. машины приходили ярко-бирюзового цвета, а цвет не нравился. Наконец пришла партия запорошенных снегом, бежевых красавиц "Побед", одна из которых и стала нашей, стала частью семьи, её полноправным членом. Столько связано с ней воспоминаний, столько российских дорог исколесили на ней.

1.jpg

Папа любил свою "Победу", гордился ею и ездил на ней всю свою жизнь, не променяв её ни на какую другую. Он часто спрашивал у своих внуков:
— Какая самая лучшая на свете машина?
А внуки хором, к его величайшему удовольствию, отвечали: - "Победа"!

2.jpg

После окончания Академии своим ходом поехали на место службы в закрытый гарнизон. В лесах Горьковской области (ныне Нижегородской) в гарнизоне автовладельцев по пальцам можно было пересчитать и "Победа", конечно же вносила разнообразие и радости в нелёгкую гарнизонную жизнь: это и поездки за грибами, и на охоту в нечастые выходные и перерывы между полётами, и катание ребятишек, выезды на природу с друзьями и даже как Скорая помощь.

3.jpg

Контингент гарнизона - молодые лётчики с семьями. Гарнизонная жизнь шла своим чередом с её радостями и горестями. Рождались дети.

Роддома в гарнизоне не было, самый ближайший находился в селе за много километров. Как-то, после очередных ночных полётов, отец вернулся домой далеко за полночь. Стук в дверь. Начались роды у жены лётчика-испытателя Жени Золотаренко, жившего по соседству. Срочно повезли в роддом. Родился сын, назвали Женей. Следующая ночь - опять полёты, только легли спать, снова стук в дверь. На пороге бледный, растерянный Володя Шешков. У жены начались схватки. После двух бессонных ночей папа вскочил как по боевой тревоге: "Да что это они взялись!". Женщина родила в нашей машине по дороге в роддом. Парня опять назвали Женей.

А был и такой случай под Серпуховом: возвращались домой на машине глубокой ночью, вдруг фары осветили какой-то предмет на дороге. Остановились - на дороге сбитый в крови, без памяти, стонущий человек. Уложили на заднее сидение, доставили в больницу. Будучи за рулём своей "Победы", папа всегда тормозил рядом с идущими пешком, будь то пожилой человек или детишки, спешащие в школу. Никогда не проезжал мимо путника, если была возможность подвезти человека.

Был случай - сломался пригородный автобус, и людям пришлось добираться до города пешком. Папа, конечно же, не мог равнодушно проехать мимо. Высадка пассажиров в городе напоминала цирковой аттракцион. Из машины, под смех зевак, один за другим вылезли 9 человек и 10-я собака!

В декабре 1959 года отца перевели в г. Калинин (Тверь). Переезжали опять своим ходом, на своей "Победе". На улице -30 градусов, а в машине тепло, как дома. Маленькая 6-ти месячная дочурка - в одной распашонке. Вот такая была в машине герметичность и теплоизоляция, как в подводной лодке. В Калинине жизнь потекла по новому, неизменным оставалось одно - под рукой всегда был верный друг "Победа"! Сколько радостных, ярких впечатлений и событий связано с ней: поездки в лес за грибами, ягодами, поездки по родному краю, по памятным и историческим местам. Сначала вчетвером, затем и с внуками. Да что там говорить, вся жизнь связана с ней. Если ехали в лес за грибами, за ягодами или просто отдохнуть, обязательно брали друзей и обычно столько, сколько могло влезть в машину, да ещё и порой собаку.

Папа был отчаянным водителем. Мог проехать по бездорожью на своей "Победе" там, где не пройдёт ни одна другая машина. Порой забирались в такую глушь, где можно было проехать только на тракторе.

4.jpg

Любимый маршрут папы был Москва - Борисоглебск, где находилось родное авиационное училище, аэродромы Дуплятка и Танцырей, с которых он взлетал и где он стал лётчиком. Лётное кладбище, где навсегда остались его друзья...

В жизни Евгений Александрович был простым, жизнелюбивым человеком. Он был очень доброжелательным по отношению к людям, интересным собеседником, любил пошутить, спеть хорошую песню, был душой компании.

5.jpg

Он был душевно щедрым человеком, не равнодушным к чужой беде, всегда готовым прийти на помощь. Дружба для него была - святое! Для друзей он всегда оставался Женей Берзиным.

Авиация и математика - две его страсти, смысл его жизни. Будучи учёным в душе, он до конца своих дней оставался лётчиком. Свою монографию "Оптимальное распределение ресурсов и элемента синтеза систем" он посвятил памяти своих друзей - погибших пилотов Борисоглебского военного авиационного училища им. Чкалова.

Второй владелец (Сергей) решил восстановить автомобиль в память о своём деде - Иване Николаевиче Сальникове, судьба которого заслуживает отдельного рассказа.


Иван Николаеич Сальников родился 16 октября 1912 года. На его долю выпало две войны. В армию он был призван из Москвы в 1943 году, захватил войну с Германией и Японией, а демобилизовался лишь в 1960-м.

Начало Великой Отечественной Войны застало его в горде Поти, в Грузии. Там была база военно-морского флота, где Иван Николаевич служил начальником связи и одноврнменно штурманом 116-ой авиаэскадриль, входящей в состав авиации ВМФ и летавшей на отечественных гидросамолёта, морских ближних разведчиках - лёгких бомбаодировщиках МБР-2.

11.jpg

Был 1941 год. Фашисты бомбили Севастополь, Одессу. Штурман Сальников с бевыми товарищами, из которых к концу войны никого не осталось, из Керчи совершали налёты на Констанцу. Это было первое боевое задание, первые боевые товарищи и первые боевые потери. Из 54 боевых валетов только на Чёрном море Иван Николаевич вышел целым, не раненым и не контуженым. Из всего первоначального состава авиаэскадрильи в жиывх осталось только два человека. В составе ВВС Черноморского флота Иван Никлоаевич воевал по осень 1942 года.это были два самых сложных года, когда была окупиорвана Украина и Крым. Фашисты равлись на Кавказ. Тогда летать было просто некому, людей катастрофически не хватало, но летать было необходимо. Каждый день по нескольку вылетов. Возвращаться и снова садиться в машину. Ему приходилось летать на боеыве задания штурманом, одновременно совмещая обязанности начальника связи, начальника штаба подразделения и начальника штаба морской авиационной группы Новороссийскогооборонительного района МАГНОР с базой в бухте Геленджика в 1943 году последовал приказ - Сальникову Ивану Николаевичу вернуться в Москву. Вернулся. Начал служить в Москве. Аэродром распологался там, где сейчас метро Щёлковская.

6.jpg

Потом Иван Николаевич начинает участвовать в операции "Зибра" - осуществлении поставки из америки в Советский Союз самолётов-амфибий ЗИТ-1 "Каталина". С их помощью наша авиация могла бы прикрывать союзные конвои, английские и американские корабли, доставлявшие в Мурманск и Владивосток вооружение, одежу, продукты питания. Была поставлена задача сформировать группу специального назначения из 30 экипажей для обучения на территории США и перегона самолётов на наши аэродромы. По 10 экипажей взяли с Черноморского, Севорного и Тихоатлантического флотов. Летом 1944-го предприняли первый перелёт в СССР. В авиационной группе специального назначения с момента её организации в марте 1944 года до расформирования в октябре 1945 года Иван Николаевич служил начальником связи и одновременно начальником штаба группы.

12.jpg

9 мая 1945года Ивн Николаевич встретил далеко от Родины - в Америке.

По возвращении на родину Ивана Николаевича назначили заместителем начальника отдела Управления связи ВВС ВМФ. Имея боевой опыт и знания американской техники, он активно включился в работу по совершенисованию системы связи морской авиации. Ему было присвоено звание "Почётный радист СССР".

7.jpg

В традициях того времени, за дедом пришли ночью: "Собирайся!". И в 1948 на Родине в Москве ему зачитали приговор: "Пять лет содержания в исправительно-трудовом лагере". За восхваление американской техники. Сорвали погоны, заставляли признаваться в преступной сявязи с иностранцами. Год дед сидел в "одиночке", а Лефортово, потом его отправили в лагерь. Только в 1953 году, после смерти Сталина, боевой лётчик вышел из тюрьмы. Нужно было как-то реабилитироваться, восстанавливать своё имя и честь. В середине 1950-х Сальникова, после его неоднократных просьб наконец-таки реабилитировали, вернули награды, и он опять пошёл в армию. И не в Москву, а на Балтику, потом перебрался на Чёрное море, служил там начальником связи гвардейской минно-торпедной дивизии.

За свои вылеты И.Н. Сальников был награждён медалями: "За боевые заслуги", "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя" и "За оборону Кавказа" за подвиг, когда он со своим экипажем в ночной атаке торпедировал и потопил немецкий транспорт, пустив на дно свыше 3-х тысяч живой силы противника; награждён орденом "Боевого Красного Знамени". Этот орден дед получал лично от Калинина. Дед неграждён этим орденом дважды, а также орденами "Александра Невского" и "Отечественной Войны" I и II степени.

В 1960 году, отслужив почти тридцать лет, Иван Николаевич ушёл в отставку и пошёл работать в газовую промышленность, где проработал почти два десятка лет, стал "Отличником газовой промышленности СССР" как опытный военный специалист-связист до 1976 года успешно занимался организацией связи и автоматизации в газовой отрасли.

Сейчас автомобиль уныло стоит у стены, напоминая своим видом о тяжёлой, более чем полувековой истории; напоминая о людях того непростого времени, в которое он был создан.

8.jpg

9.jpg

10.jpg

В её очертаниях осталось что-то, что притягивает, что невозможно не заметить или перепутать. Линии силуэта, строгие и в то же время мягкие. Неповторимый стиль эпохи замер в этом автомобиле.

Но в таком виде ему стоять не долго. Мы очень надеемся, что в скором времени сможем опубликовать как восстанавливается этот символ эпохи, символ памяти с говорящим именем "Победа". Автомобиль, который самый лучший на свете.

Восстановление начинается... Продолжение следует...

В статье использованы материалы семейных архивов Е.А.Берзина и И.Н. Сальникова.

Похожие статьи

3 марта 2017
7117
Совсем недавно принесли коленвал двигателя Wanderer (так сказал клиент). внешне вал примечателен тем, что он без противовесов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что на нём выбито "1936".
Победа, которая самая лучшая на свете - Обкатка двигателя после ремонта
4 июля 2018
36159
Надо ли обкатывать двигатель после ремонта? Если задаться подобным вопросом, то можно услышать в ответ самые разные мнения
27 июня 2017
10149
Для контроля монтажных зазоров в подшипниках коленвала (шатунных или коренных — не важно) имеются пластиковые «нити», назовём их так, различной толщины.