Разрушение седел клапанов – достаточно распространенный дефект головок цилиндров автомобильных двигателей. Не рассматривая отдельно причины возникновения этого дефекта, следует отметить, что чаще всего мы имеем дело с разрушением и седел клапанов, и самих клапанов. 
 
	 При этом, как правило, наблюдаются значительные повреждения, как головок цилиндров, так и деталей цилиндропоршневой группы – поршней и цилиндров. Причем повреждения могут иметь детали и других цилиндров, а не только того, в котором произошли разрушения. Это связано с попаданием фрагментов разрушившихся деталей из поврежденного цилиндра через впускной тракт двигателя в другие цилиндры.
 
	 В зависимости от степени повреждения деталей восстановление работоспособного состояния двигателей производится либо путем замены вышедших из строя деталей, либо путем их ремонта.
 
	 Наряду с этим, как показывает практика, не всегда должное внимание уделяется тщательной очистке впускного тракта двигателя от фрагментов разрушившихся деталей – седел клапанов, клапанов. В результате чего после запуска двигателя не удаленные из впускного тракта фрагменты разрушившихся деталей попадают в цилиндры и приводят к возникновению забоин на поверхностях головки цилиндров, днищ поршней, тарелках клапанов, к деформации клапанов в одном или нескольких цилиндрах. Вследствие деформации клапанов нарушается плотность прилегания их к седлам и снижается компрессия в одном или более цилиндрах.
 
	 Несвоевременное устранение неисправности в подавляющем большинстве случаев приводит к более значительным повреждениям двигателей. В качестве поучительного примера может служить история ремонта головки цилиндров двигателя MAN D2066 LF01. 
 
	 Проблема, с которой обратился заказчик при предъявлении головки цилиндров, – пониженная компрессия в 4-ом цилиндре. Уместно отметить, что головка цилиндров ранее подвергалась ремонту с заменой седел выпускных клапанов 6-го цилиндра, «правкой» фасок всех седел клапанов и заменой полного комплекта клапанов.
 
	 На момент обращения пробег автомобиля после установки отремонтированной головки цилиндров на двигатель составил 5 тыс. км.
 
	 При внешнем осмотре головки цилиндров были обнаружены множественные забоины ее «привалочной» поверхности в зоне расположения 6-го цилиндра – последствия разрушения седел клапанов, из-за чего, собственно, и ремонтировалась ранее головка цилиндров. Множественные забоины «привалочной» поверхности головки выявлены также в зоне расположения 4-го цилиндра. Следы ударов твердыми мелкими предметами в виде забоин присутствуют и на тарелках выпускных клапанов (фото 1) этого цилиндра. Сами тарелки имеют неплотное прилегание к седлам клапанов. 
 
	 Фото 1. Следы ударов на тарелках клапанов
 
	 Проверка геометрии демонтированных из головки цилиндров выпускных клапанов 4-го цилиндра показала, что клапана деформированы (изогнуты) - биение запорной фаски тарелки клапана относительно стержня у одного клапана 0,40 мм, у другого – 1,55 мм. Кроме того, на обоих седлах выпускных клапанов видны односторонние лунки - следы многократных ударов по ним тарелок деформированных клапанов. 
	 Следы ударов твердыми мелкими предметами обнаружены также и на одном выпускном клапане 6-го цилиндра. При контроле его геометрии выявлено биение фаски тарелки клапана 0,10 мм.
	 Множественные забоины присутствуют и на днище представленного для осмотра поршня 4-го цилиндра (фото 2).
 
	 Фото 2. Повреждения поршня 4-го цилиндра
 
	 Помимо этого, на днище поршня видны следы соударения его с клапанами,
	 головка поршня имеет значительные разрушения (выгорание), местами доходящие
	 до упрочняющей вставки канавки верхнего компрессионного кольца, упрочняющая
	 вставка частично разрушена. На жаровом поясе и юбке поршня – грубые задиры. 
 
 Что же могло послужить причиной таких повреждений деталей?
	 Прежде всего, обращают на себя внимание многочисленные забоины на головке
	 цилиндров, тарелках клапанов и днище поршня. Как показывает практика,
	 подобные повреждения деталей наблюдаются обычно при попадании в
	 надпоршневое пространство инородных тел в виде фрагментов разрушившихся
	 деталей двигателя (поршневых колец, седел клапанов, форкамер и т.п.).
	 В случае попадания их между поршнем и тарелкой клапана, когда поршень
	 приближается к ВМТ, а выпускной клапан еще полностью не закрыт, происходит
	 удар поршня по тарелке клапана. В результате удара клапан деформируется,
	 что приводит к нарушению плотности его прилегания к седлу клапана и, соответственно,
	 к снижению компрессии в цилиндре. Чаще всего это происходит в каком-то отдельном цилиндре.
	 Характер повреждений поступившей в ремонт головки цилиндров в полной мере согласуется с подобным
	 «сценарием» их возникновения.
 
	 Наличие лунок на седлах выпускных клапанов 4-го цилиндра
	 дает основания предположить, что деформация выпускных
	 клапанов этого цилиндра произошла уже на ранней стадии
	 эксплуатации двигателя после его ремонта. В дальнейшем
	 двигатель продолжал работать уже при не плотно прилегающих
	 выпускных клапанах 4-го цилиндра. Это предположение подтвердилось
	 при собеседовании с владельцем автомобиля, в ходе которого выяснилось,
	 что неустойчивая работа двигателя наблюдалась практически сразу же после его ремонта.
	 Более того, при пробеге автомобиля около 50 км в независимом автоцентре была
	 проверена компрессия в цилиндрах двигателя, которая составила в 1,2,3,5,6-ом
	 цилиндрах – 3,2?3,6 МПа, в 4-ом цилиндре – 1,2 МПа. 
 
	 Тем не менее «специалисты», выполнявшие ремонт двигателя, порекомендовали
	 владельцу автомобиля продолжить его эксплуатацию, мотивируя тем, что для
	 приработки деталей двигателя нужно некоторое время, после чего
	 «компрессия придет в норму». Не вполне ясно, чем руководствовался владелец
	 автомобиля, однако автомобиль из ремонта он забрал и ... отправился в дальнюю дорогу.
	 Как и следовало ожидать, последствия такого «керосинового ремонта»
	 проявились достаточно скоро – упала мощность двигателя, двигатель стал «сапунить»,
	 резко возрос расход масла. 
 
	 Последовавшая затем разборка двигателя позволила
	 выявить указанные выше дефекты головки цилиндров, клапанов и
	 поршневой группы 4-го цилиндра. Характер дефектов этих деталей
	 свидетельствует, что отказ поршневой группы 4-го цилиндра и,
	 соответственно, перечисленные неисправности двигателя обусловлены
	 произошедшими на начальном этапе работы повреждениями выпускных клапанов.
	 Вследствие неплотного прилегания клапанов к седлам снизилась компрессия в цилиндре,
	 что привело к задержке воспламенения топливовоздушной смеси и неконтролируемому
	 ее сгоранию /1,2,3/. В результате на отдельных участках создалась температура,
	 превышающая температуру плавления материала поршня, и произошло оплавление и разрушение головки поршня.
	 При попадании расплавленного металла между поршнем и цилиндром на жаровом поясе и юбке
	 поршня образовались задиры.
	 Таковы печальные, но, в общем-то, закономерные результаты недооценки требований
	 к качеству очистки деталей и не принятия оперативных мер по устранению нарушений работы двигателей.
 
 
	 1. Компоненты двигателей и фильтры: дефекты, их причины и профилактика. MAHLE GmbH, Stuttgart, 2011. – 75c.
	 2. Повреждения поршней – как выявить и устранить их. MSI Motor Service International GmbH, Neckarsulm, Германия, 2004. - 103с. 
	 3. Piston Damage – Causes and Remedies. MAHLE GmbH, Stuttgart, 1999. – 80c.